Создание комфортного микроклимата в салоне: кондиционер и климат-контроль

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Создание комфортного микроклимата в салоне: кондиционер и климат-контроль

Кондиционер и климат-контроль

Комфорт поездки на автомобили во многом зависит от климатических условий в салоне. Создать благоприятный микроклимат помогает кондиционер, которым оборудованы большинство современных автомобилей. Принцип его работы не отличается от принципов работы бытового прибора и основан на способности хладагента поглощать и выделять тепло при смене агрегатного состояния. Главное отличие от бытового кондиционера — малый размер и тип привода.

Как работает кондиционер

Автокондиционер представляет собой герметичную замкнутую систему, по которой циркулирует хладагент (рабочая среда) и моторное масло. Хладагент в процессе кондиционирования забирает и отдает тепло, масло необходимо для смазки движущихся элементов устройства. В качестве хладагента используется тетрафторэтан R-134a, заменивший содержащий хлор и считающийся вредным фреон.

Движущая сила кондиционера — компрессор, который приводится в действие двигателем внутреннего сгорания через электромагнитную муфту, или электродвигателем. Включается кнопкой в салоне или по команде от блока управления.

Наиболее распространенный тип компрессоров в автокондиционерах — поршневые. Конструкция включает от 1 до 10 разнорасположенных поршней, которые приводятся в движение наклонным диском. В последних моделях на смену поршневым компрессорам приходят роторно-пластинчатые. В них при вращении ротора изменяется объем рабочих полостей с поступающим хладагентом, что позволяет создавать его высокое давление.

При включении электромагнитной муфты компрессор всасывает хладагент, находящийся в газообразном состоянии и имеющий температуру наружного воздуха. При сжатии компрессором газ сильно разогревается и под давлением подается в конденсатор, отдает тепло воздушным потокам от вентилятора и переходит в жидкое состояние.

Жидкость направляется в ресивер-осушитель, где из рабочей среды удаляется влага, мелкие примеси. После этого хладагент проходит через редуктор, понижающий давление, и приобретает переходное состояние жидкость-газ. Окончательная смена агрегатного состояния происходит в испарителе, который представляет собой несколько змеевиков из алюминиевых трубок. Редуктор с помощью терморегулятора управляет расходом хладагента в зависимости от температуры на выходе из испарителя.

Хладагент-газ поглощает тепло из окружающей среды и охлаждает испаритель. Вентилятор прогоняет через испаритель охлажденные потоки воздуха в салон, а газ по обратной магистрали возвращается в компрессор, и цикл повторяется.

Климат-контроль

Кондиционер в автомобиле может работать как самостоятельное устройство, либо в качестве элемента климат-контроля. При климат-контроле в автомобиле установлен электронный блок управления, объединяющий системы кондиционирования, отопления и вентиляции в единую структуру. Для поддержания постоянного микроклимата в салоне, независимо от температуры снаружи, используются датчики температуры, влажности и интенсивности УФ-излучения. Регулировка температуры происходит смешиванием холодного и горячего воздуха в нужных пропорциях. Блок управления также меняет скорость вентилятора, чтобы быстрее довести температуру до нужного значения.

Меню